Особенности методов наработки багуачжан

(из книги Лю Цзинжу "Багуачжан - истинное изложение, иллюстрированное описание")

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Метод заключается в ладони

Багуачжан - это кулачное искусство внутренней семьи, где важнейшим являются методы действий ладонями, потому одной из особенностей этого набора методов наработки является "метод заключается в ладони". Багуачжан очень богато методами действий ладонями, искусность у них необычайная, богатство изумительное, какие же методы действий ладонями стоит отобрать в качестве методов наработки?

В качестве методов наработки выбираются самые лёгкие для изучения и отработки методы действий ладонями, самые лучшие для применения и обладающие наиболее конкретными боевыми особенностями методы действий ладонями в которых легче всего перемещать ци и погружать ци в даньтянь, наиболее обладающие специфической манерой багуачжан, наиболее представительные методы действий ладонями: "пронизывающая ладонь", "ладонь заправляющая одежду", "поднимающаяся ладонь", "прощупывающая ладонь", "в движении приподнять одежду", "указать в небо и воткнуть в землю", "прямую лошадь живо ухватить", "из-за затылка снять шлем".

При тренировки движения "тёмный дракон выпускает когти" нужно, чтобы одна ладонь была вытянута вперёд - другая находилась в защитном положении сзади, обе руки словно что-то обнимают и толкают ладонями вперёд. За счёт "накатываться, сверлить, бороться, обёртывать", за счёт "кончик языка упирается в верхнее нёбо, поднять анус и стечь ягодицами", за счёт "внутренняя стопа идёт прямо, внешняя стопа чуть заворачивается внутрь, смыкать колени и упирать стопы" при хождении по кругу осуществляется проработка характерных для багуачжан силы ладоней и спиральной силы, проводится уяснение и овладение, а самое важное и конкретное - проводится тренировка такого важного принципа, как "вращаются ладони - словно скручивается верёвка". "Вращаются ладони - словно скручивается верёвка" - признак истинного багуачжан, выражаемые всем телом манера и специфика багуачжан.

Применение заключается в хождении

Метод наработки багуачжан - это "хождение по кругу", "хождение" - это несколько десятков, а то и сотен кругов. При хождении по кругу нельзя отдыхать и прерываться, подобно тому, как в тайцзицюань приём следует за приёмом, словно тянется непрерывная нить, нужно нарабатывать силу ног, а потом переходить к тренировке комплексов. Такой метод тренировки следует принципу "куй железо, пока горячо": если при хождении по кругу часто делать перерывы, останавливаться для отдыха - то методы действий ладонями тоже будут прерываться, будет прерываться и усилие, будет прерываться погружение ци в даньтянь. Нужно с самого-самого начала не транжирить попусту время и пот. Нужно лишь упорно тренироваться, обходить не менее чем по сто кругов - это не считая всего остального, как после тренировки тайцзицюань берут меч и продолжают тренироваться с увеличенной нагрузкой. Нужно лишь упорно и без отдыха ходить по сто кругов - и тогда воистину ци погрузится в даньтянь, руки переполнятся ци, ладони словно растолстеют, руки словно увеличатся и опустятся, наполнятся силой, будет хотеться найти какую-нибудь мишень и нанести по ней несколько ударов ладонью всласть; это и будет означать, что прочищены двенадцать каналов и восемь чудесных сосудов, уравновешены инь и ян, оздоровлено тело, в ладонях действительно есть сила.

"Хождение" в багуачжан - это не пробежка, это - применение, прорабатывают: то вперёд, то назад, то влево, то вправо, ударил - тут же ушёл, ушёл - тут же вернулся. Всё это опирается на тренировку "хождения", в "хождении" осуществляются трансформации ладоней и смены сторон, и идёшь и тренируешься: раскрывающийся шаг, заворачивающийся шаг, заднескрёстный шаг, шаг с припадением к земле - все виды шага, явные ноги и тайные ноги, также добавляется тренировка плеч, локтей, запястий, бёдер и т.д.

"Хождение" - сокровище долголетия, из-за того, что при хождении по кругу ци достигает наибольшего пронизывания, легче всего двигать ци вниз, ци погружается в даньтянь, потому "хождение" является также идеальнейшим способом опускания ци в даньтянь. За счёт того, что "мысль - главнокомандующий, мыслью контролируется ци, ци погружается в даньтянь" и можно натренировать внутреннее усилие багуачжан; как только ци погрузилось в даньтянь - человек может прочистить каналы, изгнать болезни, продлить годы жизни. Старые мастера ушу говорили: "Тренировка до даньтянь - сокровище на все времена, за десять тысяч лянов золота не отдавай!" "Хождение" в багуачжан - лучший метод наработки, в нём заключены особая манера и специфика багуачжан, потому второй особенностью этого набора методов наработки является "применение заключается в хождении".

Первейшим является "мысль"

В багуачжан прорабатывается "координация мысли и ци, координация ци и силы, координация силы и мысли" - отсюда ясно, что "мысль" является важнейшей. Я занимаюсь багуачжан сорок лет и глубоко познал это. На практике "мысль" - это основа тренировки действий ладонями, "мысль" - это главнокомандующий применением при наработке, вот почему "первейшим является мысль".

Некоторые старые мастера говорили: "мысль - это как сигнальный флаг или сигнальный фонарь". Имеется в виду, что "мышление" подобно применявшемуся древними полководцами войсковому сигнальному флагу, взмахами которого на поле боя давались команды к наступлению, отступлению, повороту и перестроению, либо применявшемуся в ночном бою сигнальному фонарю, с помощью которого полководцы также подавали сигналы. Потому при тренировке методов наработки багуачжан нужно сконцентрировать мысль, с помощью мысли дать опору и направление движению ци, погрузить ци в даньтянь; с помощью мышления провести ци и кровь в ладони, тренируя реализацию силы ладоней, с помощью мышления как верховного главнокомандующего тренировать методы действий ладонями и их трансформации, с помощью мышления упорядочивать движения, добиваясь ловкости хождения, разворачивания методов действий корпусом, согласованности верха и низа, текучести и естественности. В общем, если "мысль" подобна главнокомандующему, то "мысль является первейшим", тренируясь таким образом достигаешь сразу двух целей: оздоровительного эффекта и улучшения навыков самообороны.

Корнем является "расслабленность"

При занятиях синъицюань начинают с "явного усилия" и быстро набирают мастерство, через три года уже можно выходить из школы учителя и мочь защитить себя. В багуачжан также начиная с "явного усилия" можно быстро набрать мастерство и через три года покинуть школу учителя, будучи в состоянии побеждать врага. Однако пир этом идёт перекос в сторону жёсткости, легко травмироваться. Немало людей во время занятий синъицюань постоянно притоптывают, полагая, что от этого усилие будет и сильнее и целостнее, но это приводит к неприятностям с венами на ногах; также есть люди, которые при занятиях багуачжан используют в руках грубую силу, тренируются поднимая тяжести, в результате чего ци и кровь устремляются вверх, повышается кровяное давление. Занятия тайцзицюань позволяют изгнать болезни и укрепить тело, и это известно всем - почему так? Потому, что при занятиях тайцзицюань главное - расслабленность, ненапряжение, следование естественному, таким способом трудно нанести вред и можно продлить годы жизни. Потому при наработке багуачжан нужно воспользоваться положительными сторонами тайцзицюань, и корнем сделать "расслабленность". При наработке очень трудно добиться расслабленности всего тела, но обязательно нужно стремиться к тому, чтобы расслабить задние стороны плеч, руки и пальцы, а лучше всего - весь корпус, лишь так и можно добиться того, чтобы ци двинулось вниз и погрузилось в даньтянь. В методах наработки багуачжан "расслабленность" означает ненапряжённость мышц, свободу действий в суставах, чтобы пальцы осознанно сгибались и выпрямлялись, расслаблялись и натягивались, вплоть до того, чтобы мыслью управлять ци, мыслью управлять силой, чтобы сила достигала пальцев.

Некоторые люди привыкают тренироваться с использованием "явного усилия", очень привыкают прилагать силу, и даже в старости бьют при помощи "явного усилия", а когда им становится за шестьдесят - постепенно начинаются изменения, но уже поздно. Потому при тренировке данного набора методов наработки мы начинаем с "явного усилия", ибо таким образом можно не только быстро развить мастерство, но и добиться явного оздоровительного эффекта. Но начав с "явного усилия" обязательно нужно переходить к "расслабленности", ибо из четырёх особенностей методов наработки "расслабленность" - коренной.

Я занимаюсь багуачжан свыше сорока лет, за первые тридцать исходил немало кривых дорожек, и лишь в последние десять осознал истинное багуачжан, крупица за крупицей постигал его и достиг успеха. Я осознал телом и познал умом, что лишь когда воистину ци опустилось в даньтянь, шесть координаций собрались воедино, натренировано внутреннее усилие багуачжан, а затем посредством наработки овладел особенностями боевой техники багуачжан и её трансформациями, и смог добиться того, что "применение заключается в хождении", то лишь тогда овладеешь мастерством багуачжан, лишь тогда это будет внутренним стилем. Иначе можешь двигаться очень ловко и очень красиво, завоёвывать золотые медали или иметь ощущение роста мастерства, наличия силы, но всё это - лишь волоски на коже, это не есть внутреннее искусство.

Сайт управляется системой uCoz